+7 (495) 989-41-36, 771-38-17
Вы доверяете - мы проверяем.
Доверие – основной элемент взаимодействия в бизнесе. Нам доверили реализацию уже более 450 проектов в сфере комплексного сопровождения бизнеса клиента.
 
Оптимальные решения для вашего бизнеса:
 
Экспресс аудит Постановка бухгалтерского учета Юридическое сопровождение Регистрация фирмы
Экспресс-аудит – инициативная проверка степени достоверности бухгалтерской отчётности. Аудиторский Отчет  за 3 дня
от 20 000 рублей.
Аутсорсинг бухгалтерского учета – выгодное и надёжное решение для бизнеса любого масштаба
от 5 000 рублей в месяц.
Юридическое сопровождение – компетентная правовая поддержка бизнеса и решение всех юридических вопросов
от 1 500 рублей.
Регистрация юридических лиц – оперативное выполнение работ со всеми необходимыми документами. Юридические адреса
от 5 000р.

Аутсорсинг бухучета

В. Н. Гаврилов
председатель совета директоров
компании «Кредо Аудит»

Зачем?

Сейчас кризис и, по общему мнению, время сокращать издержки. Верное средство сокращения издержек – это аутсорсинг, т.е. передача отдельных функций (как правило, непрофильных) для исполнения сторонней организации. В первую очередь рассматривается аутсорсинг услуг в области бухгалтерии, ведении кадрового делопроизводства, юридического сопровождения, поддержки IT-инфраструктуры организации. Это те области, где организация постоянно потребляет услуги фактически независимо от объемов производства или реализации,  без которых не может нормально функционировать в современных условиях.

Первый вопрос состоит в том, каков объем этих услуг и реально ли их выполнение силами сторонней организации? Под сторонней организацией будем понимать внешнюю компанию, постоянно работающую на своей территории, подчиняясь собственным правилам трудового распорядка.  Сравнение затрат на содержание собственных служб и на услуги сторонней организации интересно лишь во вторую очередь.

В таком порядке и обсудим эту тему, ограничив ее рамками так называемых бухгалтерских услуг как наиболее востребованных и потому часто предлагаемых.

Когда?

На этот вопрос достаточно просто ответить организации с четко осознанными, а еще лучше — четко описанными бизнес-процессами. В этом случае у руководства есть ясное понимание, на каком этапе появляются готовые договоры, накладные, акты, счета-фактуры, платежные поручения и другие необходимые для бухгалтерии документы, какое из подразделений или кто из сотрудников отвечает за различные категории документов, что с этими документами происходит в процессе работы и какие ключевые этапы проверяет служба внутреннего контроля. Если в результате все отработанные первичные бухгалтерские документы стекаются в одно место (в подразделение или к сотруднику), то перспектива привлечения к обработке их массива сторонней компании вполне реальна. Однако если движение документов  компании напоминает броуновское, то ни одна внешняя компания, привлеченная только к их обработке, не сможет качественно выполнить свою работу. Правда, это поможет выявить имеющиеся  проблемы и заставит  руководство задуматься о бизнес-процессах предприятия.

Существует еще одна ситуация, при которой фактически исключается привлечение сторонней бухгалтерской компании вместо собственной бухгалтерской службы. Например, наличие у производственного предприятия большого объема первичной документации, на основании которой ведется управленческий учет, и принимаются оперативные решения по его управлению. В этом случае исключается работа бухгалтерского подразделения вне рамок внутреннего распорядка, т.е. вне рамок текущих бизнес-процессов, и возможна передача для внешней обработки лишь отдельных участков работы.

Основной критерий — это возможность выделить работу на участке без ущерба для оперативного управления, а также высокая квалификация персонала, необходимого для работы на таком участке. Такими участками могут быть, например, учет основных средств, расчет заработной платы, проведение инвентаризаций, ведение кадрового делопроизводства.

Следует также принять во внимание возможность взаимного непонимания заказчика и бухгалтерской компании. Причиной может быть разная трактовка указанных в договоре обязанностей. Как правило, заказчик считает, что любые вопросы, относящиеся к «бумагам», должны решаться силами бухгалтерской компании. А это не только ведение регистров бухгалтерского и налогового учета, подготовка и передача в налоговые органы финансовой отчетности и деклараций по налогам, что и предусмотрено договором, но и, подготовка проектов хозяйственных договоров, расчет налоговых последствий сделки, получение первичных документов от подразделений заказчика и его контрагентов, подготовка технико-экономического обоснования для получения банковского кредита вплоть до дачи объяснений налоговым органам по существу проведенных заказчиком хозяйственных операций. Если заказчик хочет решить все «бумажные» вопросы  таким образом, то это означает попытку переложить на бухгалтерскую компанию часть профильных бизнес-процессов и, как следствие, часть предпринимательских рисков. А это не вписывается в модель аутсорсинга и больше напоминает какой-то неосознанный сторонами вариант партнерских отношений. В принципе, такой вариант возможен, но он должен быть квалифицирован сторонами вполне осознанно.

Если заказчик знает, когда и зачем он хочет привлечь внешнюю, например, бухгалтерскую, компанию, то самое время перейти к ответу на следующий вопрос.

Сколько?

Сравнение затрат на содержание собственной бухгалтерской службы и стоимости аутсорсинга бухгалтерских услуг , как правило, дает один результат: своих содержать однозначно дороже. Зарплата персоналу означает еще и НДФЛ, ЕСН, а также НДС на сумму ФОТ, а, кроме того, расходы на содержание рабочих мест, их оснащение оргтехникой и бухгалтерскими программами. Есть еще  доля управленческих расходов, которые в той или иной мере относятся  к персоналу собственной бухгалтерской службы. Плата за услуги сторонней компании включает только НДС, да еще и поторговаться можно, особенно в условиях кризиса.

Однако имеются неэкономические аспекты, в первую очередь, это подбор персонала. Подбор бухгалтеров, особенно обладающих высокой квалификацией, сам по себе всегда являлся сложной задачей, требующей профессионального подхода. Самое важное, что работодатель не в состоянии оценить квалификацию бухгалтера, тем более его личные качества. Даже рекрутинговые агентства не являются панацеей при значительной стоимости их услуг. Сторонняя бухгалтерская компания, как правило, проблему профессионального уровня собственных бухгалтеров давно решила.

Из невозможности работодателя оценить квалификацию собственного главного бухгалтера вытекает и еще одна проблема — невозможность в текущем режиме контролировать качество работы бухгалтерии.

Если отдел продаж «не продает» - руководителю все ясно. Но пока не возникнет каких-либо проблем с налоговой инспекцией - претензий к бухгалтерии предъявлять вроде и нет оснований. А когда проблемы такие возникли, то уже не до претензий, лучше искать пути разрешения проблем, в том числе и привлекая внешние силы.

Профессиональная бухгалтерская компания имеет службу внутреннего контроля, задача которой состоит в периодической проверке качества ведения учета, правильности составления налоговых деклараций и конечно своевременности сдачи отчетности. Да и опыта решения проблем по линии налоговой инспекции у бухгалтерской компании наверняка больше, чем у компании реального бизнеса.

Как правило, работодатель склонен возлагать на бухгалтерию или главного бухгалтера дополнительные обязанности. Причем, это делается либо вполне осознанно, в рамках сложившихся бизнес-процессов в организации, либо интуитивно, когда бизнес-процессы не осознанны и только формируются в сознании руководителя. Это может быть что угодно, начиная с управления личными финансами руководителя и заканчивая подачей кофе в случае важных переговоров. Однако если эти обязанности не отражены в договоре с бухгалтерской компанией, то придется искать для этого другого исполнителя.

Не следует думать, что, наняв бухгалтерскую компанию, можно навсегда избавиться от любых проблем с налогами и учетом. За содержание первичных документов всегда отвечает заказчик, так как это часть бизнеса, а именно к первичным документам часто предъявляются претензии в ходе налоговых проверок. Например, контрагент, который данный первичный документ подписал, не ответил на запрос из налогового органа, поэтому данный документ не будет учитываться при формировании налоговой базы и т.п. В арбитражной практике этому есть много примеров. Да и налоговое законодательство достаточно сложно и трактуется неоднозначно, что с учетом фискальной направленности и повышения планки средней суммы доначислений по результатам налоговых проверок практически гарантирует появление по итогу проверки недоимок по налогам, штрафов и пеней. Однако и в этом случае есть плюсы от работы с профессиональной бухгалтерской компанией, так как ее услуги по участию в арбитражных спорах с налоговой инспекцией обойдутся дешевле, чем услуги привлеченных адвокатов.

Резюмируя, можно посоветовать потенциальному заказчику перед принятием решения о привлечении или непривлечении бухгалтерской компании четко определить, какие функции он хочет передать на аутсорсинг.

Если решение о привлечении принято, то в договоре необходимо отразить собственные требования, гарантии и порядок взаимодействия с бухгалтерской компанией. Ну и, конечно, посчитать экономический эффект, который должен выражаться в экономии не менее 20% от соответствующих затрат до привлечения внешней компании.


Заполнить анкету Заполнить анкету на проведение аудита (скачать .doc)
Заполнить анкету Заполнить анкету стоимости бухучета (скачать .doc)
Заполнить анкету Заполнить анкету на кадровый учет (скачать .doc)
Отправить email Отправить email
Назначить встречу Назначить встречу с аудитором
Заказать звонок Заказать звонок консультанта
задать вопрос Задать вопрос
Акция 2016
1C Бухобслуживание Кредо
 
 
© АО "Кредо Аудит" 2015г.
+7 (495) 771-38-17, 626-56-72
г. Москва, Аптекарский переулок, д.4, стр. 4